Главная О себе Инструменты Астрофото Венера 2004 Фотография Мой город Ссылки Гостевая

 

Механизм Гамона

Инструменты/Механизм Гамона

Ну что же, начнем, пожалуй, хотя знатоком я себя не считаю. Сразу необходимо сказать пару слов о том, как вообще приводится в движение телескоп. На фабричных телескопах, естественно, стоит червячная пара, она состоит из такой большой шестеренки и винта. Винт вращается двигателем, а он в свою очередь с определенной угловой скоростью вращает шестерню, которая сидит на полярной оси телескопа. Вот такие дела.
А механизм Гомона совсем другое дело.
Принцип действия основан на том, что на полярную ось жестко крепиться рычаг строго определенной длины и особой формой. Этот рычаг упирается своим свободным концом в кулачок также имеющий своеобразный профиль. В кулачке есть отверстие, через которое проходит винт, который приводится во вращение микродвигателем.  За счет формы профилей кулачка и рычага обеспечивается равномерное движение полярной оси равное по скорости вращению небесной сферы. Технология изготовления была описана в книге Л. Л. Сикорука "Телескоп астронома- любителя". В качестве иллюстрации можно привести принципиальную схему из вышеупомянутой книги.

Рис. 1

1- рычаг (водило), 2- полярная ось, 3- гайка с кулачком специальной формы, 4- винт часового привода, 5- подшипник винта, 6- упорный конус винта тонких движений,  7- упорный винт тонких движений, 8- возвратная  пружина, 9- шестерня на выходном валу редуктора синхронного двигателя, 10- шестерня винта часового привода

Теперь можно подробнее поговорить о частном случае механизма, т.е. того, который стоит на нашей монтировке. Почти все бремя изготовления легло на плечи и руки моего отца, поэтому это его заслуга на 95%, ну а я чем мог- помогал:-)

Основанием для крепления механизма служат два стальных уголка, которые при помощи 4 шурупов (по 2 на каждый) привернуты к основанию монтировки (материал- береза). Далее одна из сторон уголка загибается на 90 гр. и на образовавшейся площадке лежит деревянный брусок. И уже на этом бруске стоят алюминиевые стойки оси винта часового привода. Общий вид на рис.2

Рис. 2

В качестве электропривода был выбран синхронный двигатель УХЛ- 32 с частотой вращения 2 об/мин. Он обладает компактными размерами, удобен для крепления. С ним у нас приключилась целая детективная история, дело в том что обмотка состояла из очень тонкого медного провода, а наружу выведены две металлические пластины контактов. Как в последствии оказалось, их нельзя было вынимать из корпуса, а мы это сделали... и оборвали обмоточный провод. К сожалению, эта обмотка уже не подлежала восстановлению. Пришлось заново ее перемотать, но уже другим, более толстым проводом. Это дало серьезное преимущество, дело в том, что изначально двигатель был рассчитан на напряжение питания 220 В, а раз сечение провода увеличилось, то стало достаточны всего лишь 8 В. Теперь обмотка двигателя питается через трансформатор, это даже лучше со стороны безопасности.

Двигатель дает 2 оборота в минуту, а необходим 1, а это значит- без редуктора не обойтись! Нашли 2 шестеренки, на одной 30 зубьев, на другой 60 - как раз для нас. Вот правда одна из них пластмассовая:-))), но другого не дано, для надежность как раз эту самую шестерню, приклеили эпоксидным клеем к валу двигателя. На рис. 3 можно разглядеть все вышеописанное.

Рис. 3

Вид кулачка и рычага можно увидеть на рис.4

Рис. 4

У Вас, уважаемый читатель, может возникнуть вопрос, о том работает ли эта штука? Да, она работает, в данный момент происходит доведение ее до ума. Зимой не было возможности работать, ведь холодно! А вот летом, самое время:-)

Ну вот, я попытался обобщить всю информацию которой я владею, надеюсь Вам было интересно!

 

 

 
Copyright © 2005 Мihael A. Mekhryakov
Hosted by uCoz