|
Механизм Гамона
Инструменты/Механизм
Гамона
Ну что же, начнем, пожалуй, хотя
знатоком я себя не считаю. Сразу
необходимо сказать пару слов о том, как вообще приводится в движение
телескоп. На фабричных телескопах, естественно, стоит червячная пара, она
состоит из такой большой шестеренки и винта. Винт вращается двигателем,
а он в свою очередь с определенной угловой скоростью вращает шестерню,
которая сидит на полярной оси телескопа. Вот такие дела.
А механизм Гомона совсем другое дело.
Принцип действия основан на том, что на полярную ось жестко крепиться
рычаг строго определенной длины и особой формой. Этот рычаг упирается
своим свободным концом в кулачок также имеющий своеобразный профиль. В
кулачке есть отверстие, через которое проходит винт, который приводится
во вращение микродвигателем. За счет формы профилей
кулачка и рычага обеспечивается равномерное движение полярной оси равное
по скорости вращению небесной сферы. Технология
изготовления была описана в книге Л. Л. Сикорука "Телескоп астронома-
любителя". В качестве иллюстрации можно привести принципиальную схему из
вышеупомянутой книги.
Рис. 1
1-
рычаг (водило), 2- полярная ось, 3-
гайка с кулачком специальной формы, 4- винт
часового привода, 5-
подшипник винта, 6- упорный конус винта
тонких движений, 7- упорный винт
тонких движений, 8- возвратная
пружина, 9- шестерня на выходном валу
редуктора синхронного двигателя, 10-
шестерня винта часового привода
Теперь можно
подробнее поговорить о частном случае механизма, т.е. того, который
стоит на нашей монтировке. Почти все бремя изготовления легло на плечи и
руки моего отца, поэтому это его заслуга на 95%, ну а я чем мог-
помогал:-)
Основанием для
крепления механизма служат два стальных уголка, которые при помощи 4
шурупов (по 2 на каждый) привернуты к основанию монтировки (материал-
береза). Далее одна из сторон уголка загибается на 90 гр. и на
образовавшейся площадке лежит деревянный брусок. И уже на этом бруске
стоят алюминиевые стойки оси винта часового привода. Общий вид на рис.2
Рис. 2
В качестве электропривода был выбран
синхронный двигатель
УХЛ- 32
с частотой вращения 2 об/мин. Он
обладает компактными размерами, удобен для крепления. С ним у нас
приключилась целая детективная история, дело в том что обмотка состояла
из очень тонкого медного провода, а наружу выведены две металлические
пластины контактов. Как в последствии оказалось, их нельзя было вынимать из
корпуса, а мы это сделали... и оборвали обмоточный провод. К сожалению,
эта обмотка уже не подлежала восстановлению. Пришлось заново ее
перемотать, но уже другим, более толстым проводом. Это дало серьезное
преимущество, дело в том, что изначально двигатель был рассчитан на
напряжение питания 220 В, а раз сечение провода увеличилось, то стало
достаточны всего лишь 8 В. Теперь обмотка двигателя питается через
трансформатор, это даже лучше со стороны безопасности.
Двигатель дает 2 оборота в минуту, а необходим 1, а это значит- без
редуктора не
обойтись! Нашли 2 шестеренки, на одной 30 зубьев, на другой 60 - как раз
для нас. Вот правда одна из них пластмассовая:-))), но другого не дано,
для надежность как раз эту самую шестерню, приклеили эпоксидным клеем
к валу двигателя. На рис. 3 можно разглядеть все вышеописанное.
Рис. 3
Вид кулачка и рычага можно увидеть на
рис.4
Рис. 4
У Вас, уважаемый читатель, может
возникнуть вопрос, о том работает ли эта штука? Да, она работает, в
данный момент происходит доведение ее до ума. Зимой не было возможности
работать, ведь холодно! А вот летом, самое время:-)
Ну вот, я попытался обобщить всю
информацию которой я владею, надеюсь Вам было интересно!
|